Согдийцы


Перейти к поиску
Китайская (Восточная Хань (25-220 гг. н. э.) керамическая статуэтка согдийского караванного лидера Шёлкового пути, носящего отличительную согдийскую шапку
Статуэтка из серой керамики согдийского конюха, китайская династия Тан, 7-й век нашей эры
Согдийцы в религиозной процессии, фреска гробницы 5-6-го века, открытая в городе Тун-ван.

Согди́йцы — ираноязычный народ, населявший территорию Согдианы, располагающейся в долине реки Зерафшан — от современной Бухары (Узбекистан) до Худжанда (Таджикистан). По выражению советского востоковеда Бартольда В. В., согдийцев по своему торгово-культурному вкладу в регион можно назвать «финикийцами Центральной Азии».

Вместе с другими историческими восточно-иранскими народами, являются одним из предков современных таджиков[1][2] а также наряду с другими среднеазиатскими племенами и народами согдийцы были одними из предков современных узбеков[3].

По мнению авторитетного согдолога В. А. Лившица в согдийских источниках IV—VIII вв. согдийцами называли только самаркандцев и пенджикентцев, но не бухарцев и кешцев, то есть они не рассматривали друг друга единым народом.[4]

По мнению известного востоковеда С. Кляшторного авторы раннесредневековых тюркских надписей отличали согдийцев (sogdaq) от бухарцев (buqaraq)[5]

История

Впервые согдийцы упоминаются «Авесте» в середине I тысячелетия до нашей эры. В VI в. до н. э. согдийцы вошли в состав державы персов-Ахеменидов. Как и другие народы «мировой державы», бактрийцы, согдийцы, парфяне, хорезмийцы и саки платили персидскому царю огромные подати. Персы от уплаты податей были освобождены, и население собственно Персии жило за счет поборов, взимаемых с других областей державы. Историк Геродот в списке сатрапий, учрежденных персидским царем Дарием I, называет хорезмийцев в составе XVI податного округа наряду с парфянами, согдийцами и ариями. Геродот, перечисляя подразделения персидской армии Ксеркса, выступившей против Греции, называет отряды бактрийцев, парфян, хорезмийцев и согдийцев.

В конце II в. н. э. — начале I в. н. э., в Согде правители Самаркандского Согда имели общее происхождение из дома Чжаову, то есть юечжей. Согдийцы выполняли торгово-посредническую функцию между двумя великими империями — Римской империей, позже Византией и Танским Китаем. Китайский путешественник Чжан Цянь, посетив Согдиану, писал:

Канцзюй (Согдиана) находится на расстоянии в 2000 ли (ок. 1000 км) к северо-западу от Давани (Фергана). Люди ведут кочевой образ жизни и обычаями своими напоминают юэчжи. У них 80 или 90 тыс. лучников на вооружении. Эта маленькая страна граничит с Даванью и признает независимость юэчжи.

— «Ши цзи», гл. 123, «Повествование о Давани»
Стоящие на коленях согдийские дарители Будде (фреска, с подробностями), Безеклик, около Турфана в восточной части Таримского бассейна, Китай, 8-й век
Каменные гробницы и кушетка Ань Цзя (安伽), Северная Чжоу (557-581 гг.) период согдийского дворянина,[6] выкопана из Чанъаня (современный Сиань), Китай; Цзя занимал титул Сар-пав из префектуры Тунчжоу[en] и занимался коммерческими делами иностранных торговцев из Средней Азии, которые делали бизнес в Китае; каменные ворота окружены двумя львами, а горизонтальная табличка вырезана с жертвенной сценой[en] в соответствии с зороастризмом

Согдийцы активно участвовали в торговле через Великий шёлковый путь, с его же помощью распространялся буддизм. Есть сведения, что производившееся в Согде оружие (в частности, кольчуги) экспортировалось в Китай и другие страны[7]. В IV—VIII веках согдийцы доминировали в торговле между Востоком и Западом, их торговые колонии были найдены далеко за пределами Согда — в частности, на территории современного восточного Китая. Согдийский язык использовался в качестве лингва франка на большом протяжении Шёлкового пути и оставил следы в виде заимствованной лексики в персидском и ряде тюркских языков.

Общность некоторых областей материальной культуры оседлых народов Центральной Азии и кочевников-тюрков была связана с известной общностью интересов согдийских городов и тюркских каганов. Колонизационная деятельность согдийцев и их международная торговля по пути, проходившим через степь, была политически выгодна и приносила доходы тюркским каганам, которые покровительствовали согдийцам. Определенная часть тюрков влилась в VI—VIII вв. в состав согдийской знати и аппарата управления. Мугские документы показывают, что к началу VIII в. тюрки играли немаловажную роль и в городской жизни Согда. Документы № 3 и 4 фиксируют брак Ут тегина, представителя тюркской знати, с согдианкой, причем, как можно судить по документам Б-1, Ут тегин был тесно связан с двором Диваштича.[8]

В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā 'l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй.

Согдийцы долго сопротивлялись, но в 722 году были окончательно сломлены воинами хорасанского эмира Саида аль-Хараши. Они обманом выманили одного из согдийских правителей — Деваштича — из крепости Муг, где тот, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление[9]. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728—729 годах).

В борьбе согдийцев против арабских захватчиков их главными союзниками выступили тюрки. В письме согдийского правителя Диваштича хохсарскому государю Афаруну содержатся указания на то, что Диваштич считал себя вассалом кагана — речь идет, по-видимому, о кагане восточных тюргешей: «У меня (Диваштича -В. Л.) известия таковы: наши гонцы сюда спустились и мне от кагана высокий чин и почет принесли. И прибыло также много войск, а также тюрки…»[10]

Культура и язык

VI век считается пиком согдийской культуры, судя по его высокоразвитой художественной традиции. К этому моменту согдийцы укрепились в роли центральноазиатских торговцев путешествиями и торговлей, передавая товары, культуру и религию.[11] В средние века долина Зарафшана вокруг Самарканда сохранила своё согдийское название — Самарканд.[12] Согласно Британской энциклопедии, средневековые арабские географы считали это место одним из четырех прекрасных регионов мира.[12] Там, где согдийцы двигались в значительных количествах, их язык оказал существенное влияние на народы и их языки.[13] Например, во времена китайской династии Хан, местное название города Тарима в штате Лулан было «Крорайной», возможно, с греческого из-за соседнего эллинистического влияния. Однако, спустя века в 664 году н. э. китайский буддийский монах Сюаньцзан обозначил его как «Нафупо» (納 縛 溥), который, по словам доктора Хисао Мацуды, является транслитерацией согдийского слова «Навапа», означающего «новая вода».[14]

Язык

Дети этнических ягнобцев Таджикистана; ягнобцы говорят на языке, который является прямым потомком средневекового согдийского.[15]

Согдийцы говорили на согдийском языке иранской ветви, индоевропейской языковой семьи, родственном бактрийскому и хорезмийскому.[16] Письменность была основана на арамейском алфавите (вязь с направлением письма справа налево, причём большинство гласных на письме не обозначалось). Долгое время согдийский язык был международным языком от Каспия до Тибета. Его письменность стала основой для уйгурского, монгольского и манчжурского письма. Согдийский также был заметен в городе-оазисе Турфан в регионе Таримского бассейна северо-западного Китая (в современном Синьцзяне) . Судя по согдийской бугутской надписи в Монголии, написанной 581 г., согдийский язык также был официальным языком Тюркского каганата, созданного Гоктюрками.[17][16]

Позднее согдийский язык был вытеснен с территории Согдианы арабским, классическим персидским (и его таджикским диалектом) и тюркскими языками.[18] Однако согдийский (новосогдийский) язык до сих пор находится в употреблении у малочисленной народности Ягноби (по разным оценкам от 2 до 12 тысяч говорящих) в Согдийской области Таджикистана и в окрестностях Душанбе.[19]

Реликты согдийского языка в узбекском языке

По мнению известного востоковеда М. Андреева, некоторые слова из согдийского языка оказались в составе лексики среднеазиатского тюркского, а затем узбекского языка, как, например, куп — много (узб. ko'p), катта — большой (узб. katta), кальта — короткий или молодой (узб. kalta).[20] Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка. Например, «axsham» — «вечер», «kand» — «поселение» и другое[21][22].

Искусство

Согдийские мужчины пируют и едят на банкете, из настенной росписи Пенджикента, Таджикистан, 7-й век н. э.
Деталь из другой настенной росписи из Пенджикента, 7-й век нашей эры, показывающей тигров, нападающих на человека, верхом на военном слоне

Живопись Афрасиаба VI—VII веков в Самарканде, показывает редкий сохранившийся пример согдийского искусства. Картины, показывающие сцены повседневной жизни и такие события, как приезд иностранных послов, находятся в руинах аристократических домов. Неясно, служило ли какое-либо из этих дворцовых резиденций официальным дворцом правителей Самарканда.[23] По мнению Л. И. Альбаума самая многочисленная группа фигур на западной стене афрасиабской живописи представляет собой изображения тюрок[24]

Самые старые сохранившиеся согдийские монументальные настенные росписи относятся к 5 веку и находятся в Панджакенте, Таджикистан.[25] Помимо раскрытия аспектов их социальной и политической жизни, согдийское искусство также сыграло важную роль в содействии пониманию историками их религиозных убеждений. Например, ясно, что буддийские согдийцы включили некоторые из своих древнеиранских божеств в свою версию буддийского пантеона. В Семиречье согдийские позолоченные бронзовые бляшки в буддийском храме показывают спаривание мужского и женского божества с протянутыми руками с миниатюрным верблюдом, общим небуддийским изображением, аналогичным образом найденным в картинах Самарканда и Панджакента.[26]

Тюрко-согдийские взаимовлияния в искусстве были предметом исследования Б. И. Маршака, который полагал, что в согдийском и древнетюркском искусстве было воплощение в образах животных черт героического идеала[27] Ф. Заславская и В. Мешкерис на основе изучения терракотовых статуэток Согда VI—VIII вв. определили отражение влияние древнетюркского искусства в коропластике согдийцев: появились изображения тюркских воинов-всадников.[28]

Одежда

Одежда обоих полов была довольно плотной, тонкая фигура с узкой талией и запястьями высоко ценились. Сходство многих элементов одежды для мужчин и девушек было типичным для согдийцев. Цветовая гамма плечевой одежды обычно была трехцветной, а платья и брюки обычно были красного цвета, белого цвета… Силуэты для взрослых мужчин и девушек подчеркивали широкие плечи и сузились до пояса; силуэты для женщин-аристократов были более сложными. Согдийская одежда пережила сильный процесс исламизации в последующие века, при этом сохраняя и некоторые первоначальные элементы. Вместо них стали распространяться тюрбаны, кафтаны и рукава.[29] Господствующее положение тюрок в Центральной Азии делало их костюмы популярными. В этом случае в иногородней среде этнические знаки выступали как декоративный элемент. Например, тюркские кафтаны в живописи Афрасиаба не имели боковых разрезов на подоле, декоративной тканью обшивались только ворот и концы рукавов и в соответствии со стилем придворной одежды максимально удлинен. Но тюркская одежда в живописи Пенджикента уже имела боковые разрезы, обшитые декоративной тканью, декорируются полы и изменяется оформление ворота.[30]

Согдиец.JPG
Согдийка.JPG
Согдиец 1.JPG
Согдийская мужская одежда Афрасиаб (Самарканд, Узбекистан). Национальный музей Таджикистана, Душанбе. Согдийская женская одежда Афрасиаб (Самарканд, Узбекистан). Национальный музей Таджикистана, Душанбе. Согдийская мужская одежда Пенджикент (Таджикистан). Национальный музей Таджикистана, Душанбе.

Религия

В рассматриваемый период в Самарканде доминировал зороастризм. Из зороастрийских божеств популярными среди населения города являлись Анахита и Митра. Однако, согдийцы поклонялись и другим божествам. В Согде, в V—VII вв. н. э. хоронят не трупы умерших, а только их кости, что связано с почитанием огня, воды и земли, то есть с зороастризмом. Очищенные кости складывались в керамические ящики — оссуарии, которые затем ставились в специальные мавзолеи — наусы, построенные за городской стеной.[31] Такая традиция не была характерна для Ирана, где господствовал другой вариант зороастризма.

8-го века династии Тан китайская глиняная фигурка согдийского человека, носящего отличительную шапочку и лицевую завесу, возможно, верблюжьего всадника или даже зороастрийского священника, занимающегося ритуалом в храме огня, поскольку лицевые завесы использовались, чтобы избежать заражения священного огня дыханием или слюной; Музей восточного искусства (Турин)[en], Италия.[32]
Китайские статуи согдийских купцов эпохи династии Тан

Согдийцев отличала терпимость к различным религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство, зороастризм). Основными источниками информации о согдийцах и их языке являются религиозные тексты, дошедшие до нашего времени.

Согдийцы и тюрки

По данным востоведов, факты наглядно иллюстрируют сближение тюрок и согдийцев, например, согдийцы Дуньхуана, переселившиеся сюда из Согда в VII—VIII вв., в большинстве носили тюркские имена, причем имена они приобрели ещё в Согде[33].

Шел процесс взаимного обогащения согдийского и тюркского языков. В ранних эпиграфических надписях древнетюркских каганов согдийский являлся официальным языком. В согдийских текстах мугских документов встречается заимствования из тюркского языка. Например, «yttuku» — «посылать», «посольство», «bediz» — «резьба, орнамент» и другое. В одном из мугских документов фиксируется тюркский титул «тархан» при дворе пенджикентского правителя. Там же встречается чисто тюркское слово «sozum» — «мой приказ».[34][35]

Гидронимы, похожие на согдийские в России

В северных частях Тулунского, Куйтунского и Нижнеудинского, а также на территории Братского районов Иркутской области (в бассейнах рек Ия и Уда) распространены гидронимы с элементом об (обь), что на иранских языках означает вода. По словам А. П. Окладникова, в эпохи орхонских тюрков и уйгуров согдийцы проживали в районе реки Унга. Подобные гидронимы встречаются также в бассейне реки Обь (к ним относится и сама Обь), а также в бассейне реки Пянджа в Таджикистане[36].


Галерея

См. также

Примечания

  1. Tajikistan: History / Encyclopedia Britannica

    The Tajiks are the direct descendants of the Iranian peoples whose continuous presence in Central Asia and northern Afghanistan is attested from the middle of the 1st millennium bc. The ancestors of the Tajiks constituted the core of the ancient population of Khwārezm (Khorezm) and Bactria, which formed part of Transoxania (Sogdiana). Over the course of time, the eastern Iranian dialect that was used by the ancient Tajiks eventually gave way to Persian, a western dialect spoken in Iran and Afghanistan.

    .
  2. Library of Congress: Country Studies; «Tajikistan — Historical & Ethnic Background»:

    Contemporary Tajiks are the descendants of ancient Eastern Iranian inhabitants of Central Asia, in particular the Soghdians and the Bactrians.

    .
  3. Древними предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена. Узбеки // Тихоходки — Ульяново. — М. : Советская энциклопедия, 1977. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 26).
  4. Лившиц В. А., История изучения Согда // Рахмат-наме: Сборник статей к 70-летию Р. Р. Рахимова / Отв. ред. М. Е. Резван. СПб.: МАЭ РАН, 2008, с.191-192
  5. Кляшторный С. Г. Сирийское имя согдийского вельможи в древнетюркском тексте из Тувы // Тюркологический сборник 2009—2010: Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М.: Восточная литература, 2011. С. 199
  6. Ронг Синьцзян, «Согдийский караван, изображенный в разрезах каменного саркофага От «Могилы Ши Северного Чжоу» в «Китайской археологии». Том 6, выпуск 1, стр. 181-185, ISSN (Online) 2160-5068, ISSN (Print) 5004-4295, DOI: 10.1515 / CHAR.2006.6.1.181, январь 2006 г.
  7. О вооружении Согда VII—VIII в. — «Сообщения Республиканского историко-краеведческого музея Таджикской ССР», вып. 1, Сталинабад, 1952. С. 61-67
  8. 17. Лившиц В. А. Согдийские документы с горы Муг. Чтение. Перевод. Комментарий. Юридические документы и письма. — М., 1962, с.132-133
  9. Согдийские тексты с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. М., 1962.
  10. Согдийские тексты с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. М., 1962, с.116-117.
  11. Luce Boulnois (2005), Silk Road: Monks, Warriors & Merchants, Odyssey Books, pp 239—241, ISBN 962-217-721-2.
  12. 1 2 Wikisource-logo.svg Chisholm, Hugh, ed. (1911), "Sogdiana", Encyclopædia Britannica (11th ed.), Cambridge University Press 
  13. Kazuo Enoki (1998), "Yü-ni-ch'êng and the Site of Lou-Lan, " and "The Location of the Capital of Lou-Lan and the Date of the Kharoshthi Inscriptions, " in Rokuro Kono (ed.), Studia Asiatica: The Collected Papers in Western Languages of the Late Dr. Kazuo Enoki, Tokyo: Kyu-Shoin, pp 200, 211-57.
  14. Christopoulos, Lucas (August 2012), "Hellenes and Romans in Ancient China (240 BC — 1398 AD), " in Victor H. Mair (ed), Sino-Platonic Papers, No. 230, Chinese Academy of Social Sciences, University of Pennsylvania Department of East Asian Languages and Civilizations, pp 20-21 footnote #38, ISSN 2157-9687.
  15. Mark J. Dresden (2003), «Sogdian Language and Literature», in Ehsan Yarshater, The Cambridge History of Iran, Vol III: The Seleucid, Parthian, and Sasanian Periods, Cambridge: Cambridge University Press, p. 1217, ISBN 0-521-24699-7.
  16. 1 2 Tafazzoli, A. (2003), "Iranian Languages, " in C. E. Bosworth and M. S. Asimov, History of Civilizations of Central Asia, Volume IV: The Age of Achievement, A.D. 750 to the End of the Fifteenth Century, Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, p 323.
  17. Mark J. Dresden (1981), "Introductory Note, " in Guitty Azarpay, Sogdian Painting: the Pictorial Epic in Oriental Art, Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, p. 9, ISBN 0-520-03765-0.
  18. name="ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA"
  19. Хромов А.Л. Ягнобский диалект согдийцкого языка (рус.). БСЭ (1972 (Москва).

    Ягнобский язык, язык ягнобцев. Распространён в Таджикской ССР (главным образом в долинах рр. Ягноб и Варзоб). Число говорящих на Я. я. около 2,5 тыс. человек (1970, оценка). Относится к восточной группе иранских языков. Восходит к одному из диалектов исчезнувшего согдийского языка

  20. Андреев М. С., О таджикском языке настоящего времени // Материалы по истории таджиков и Таджикистана. Сборник 1. Сталинабад: Госиздат при СНК Таджикской ССР, 1945, с.67.
  21. Лившиц В. А. Согдийцы в Семиречье: лингвистические и эпиграфические свидетельства. // Красная речка и Бурана.- Фрунзе. 1989,с.79-80
  22. Дыбо, А. В., Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков, 2004
  23. A. M. Belenitskii and B. I. Marshak (1981), «Part One: the Paintings of Sogdiana» in Guitty Azarpay, Sogdian Painting: the Pictorial Epic in Oriental Art, Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, p. 47, ISBN 0-520-03765-0.
  24. Альбаум Л. И., Живопись Афрасиаба. Т.: 1975, с.28
  25. A. M. Belenitskii and B. I. Marshak (1981), «Part One: the Paintings of Sogdiana» in Guitty Azarpay, Sogdian Painting: the Pictorial Epic in Oriental Art, Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, p. 47, ISBN 0-520-03765-0.
  26. A. M. Belenitskii and B. I. Marshak (1981), «Part One: the Paintings of Sogdiana» in Guitty Azarpay, Sogdian Painting: the Pictorial Epic in Oriental Art, Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, p. 47, ISBN 0-520-03765-0.
  27. Маршак Б. И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М.: Наука, 1971, с.81
  28. Мешкерис В. А. Коропластика Согда. Душанбе: Дониш, 1977, с.57.
  29. Sergey A,Yatsenko. The Late Sogdian Costume (the 5th – 8th centuries) (англ.) (2003). Проверено 23 сентября 2017.
  30. Майтдинова Г. М. Этнические знаки в раннесредневековом костюме населения Средней Азии // Средняя Азия и мировая цивилизация. Т.,1992. С.881
  31. 8. Булатова В. А., Шишикина Г. В. Самарканд музей под открытым небом. Ташкент,1986
  32. Lee Lawrence. (3 September 2011). "A Mysterious Stranger in China". The Wall Street Journal. Accessed on 31 August 2016.
  33. Чугуевский Л. И., Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуана // Страны и народы Востока — 1971 — вып. Х. с.153
  34. Лившиц В. А., Согдийцы в Семиречье: лингвистические и эпиграфические свидетельства // Красная речка и Бурана. Фрунзе. 1989,с.79-80
  35. Лившиц В. А., Согдийские документы с горы Муг. Выпуск 2. Чтение. Перевод. Комментарий. Юридические документы и письма. М.,1962, с.29,55
  36. М. Н. Мельхеев «Топонимика Бурятии» с. 42
  37. von Le Coq, Albert. (1913). Chotscho: Facsimile-Wiedergaben der Wichtigeren Funde der Ersten Königlich Preussischen Expedition nach Turfan in Ost-Turkistan. Berlin: Dietrich Reimer (Ernst Vohsen), im Auftrage der Gernalverwaltung der Königlichen Museen aus Mitteln des Baessler-Institutes, Tafel 19. (Accessed 3 September 2016).
  38. 1 2 Gasparini, Mariachiara. «A Mathematic Expression of Art: Sino-Iranian and Uighur Textile Interactions and the Turfan Textile Collection in Berlin», in Rudolf G. Wagner and Monica Juneja (eds), Transcultural Studies, Ruprecht-Karls Universität Heidelberg, No 1 (2014), pp 134–163
  39. 1 2 Hansen, Valerie (2012), The Silk Road: A New History, Oxford University Press, p. 98, ISBN 978-0-19-993921-3.
  40. von Le Coq, Albert. (1913). Chotscho: Facsimile-Wiedergaben der Wichtigeren Funde der Ersten Königlich Preussischen Expedition nach Turfan in Ost-Turkistan. Berlin: Dietrich Reimer (Ernst Vohsen), im Auftrage der Gernalverwaltung der Königlichen Museen aus Mitteln des Baessler-Institutes, p. 28, Tafel 20. (Accessed 3 September 2016).

Ссылки